Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.

Узоры милые сердцу

Моя красивая история
Какую искреннюю радость и гордость мы испытываем видя, как художники и дизайнеры с мировым именем создают свои неповторимые произведения, используя элементы русской культуры.

Если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то большую популярность у мастеров по всему миру обрела наша традиционная роспись. Например — гжель, которая не раз украшала коллекции именитых модельеров, и нередко встречается в зарубежных интерьерах, на посуде и даже на постельном белье.

Такое всемирное признание в очередной раз напоминает нам о том, какой роскошью мы обладаем. Но многообразию орнаментов России нет предела, и некоторые стили росписи настолько совершенны, что рассматривать и любоваться ими можно бесконечно. К такому богатству относится и традиционная соборная роспись.

ROSPISHI приглашает вас в мир этих уникальных узоров, которые с легкой руки наших мастеров станут украшением вашего дома.
Художественная роспись храма зародилась в конце II — начале III веков, и на Русь пришла вместе с крещением, в X веке. Такому виду живописи характерна определенная система и логика построения рисунка, базовые элементы, многообразие цвета, бесспорная эстетика и, конечно же, символизм. Чаще всего в основе росписи лежит растительный орнамент.
Со временем соборная роспись стала распространятся за пределы храма и применятся на других объектах. Могут ли такие узоры присутствовать в вашем интерьере? Да, без сомнений!
Авторская коллекция скатертей и предметов столового текстиля ROSPISHI создана по мотивам росписи Покровского собора, который чаще называют Собор Василия Блаженного. Совместно с мастерами росписи мы постарались передать все тонкости и особенности орнамента, не упустив важные нюансы.
Собор Василия Блаженного или Покровский собор, без сомнения можно назвать священным символом России. Находясь в самом сердце страны, он является центром притяжения всех гостей столицы нашей Родины. Каждый из нас знает хотя бы одну легенду о его строительстве, а его архитектура и оформление не перестают восхищать всех, кто хотя бы раз его увидел и посетил.
Изобильный растительный орнамент, украшающий стены вестибюля, напоминает старинные боярские палаты. Главным украшением древа являются 68 медальонов с изображением российских монархов, от Рюриковичей до Романовых.
Игра цвета и света создает впечатление, будто мы перемещаемся в прошлое. И в соборе Василия Блаженного, и в Историческом музее, среди многочисленных цветов и оттенков орнамента, чаще всего встречаются красный и зеленый.
Пример самого впечатляющего древа жизни находится в Государственном Историческом музее. Здесь, на сводах парадных сеней, изображено «Родословное Древо Государей Российских».
Особое впечатление производит зал, посвященный правлению Ивана IV Грозного. Тонкий и изящный растительный орнамент на золотом своде выполнен настолько ювелирно, что напоминает редкую технику работы с драгоценными металлами — скань или филигрань, в процессе которой проволоку скручивают в ажурный узор и накладывают на металл. Над карнизом изображены ветви смоковницы — библейского древа, символизирующего мир и благополучие. Кроме традиционных двуглавых орлов, на стенах изображены райские птицы с женским обличием — Сирин и Алконост, противоположные друг другу по смыслу и олицетворяющие баланс светлого и темного, печали и радости.
Стены Собора Василия Блаженного и Государственного Исторического музея практически полностью заполнены цветом, орнаментом и композициями, но рассматривать каждое «полотно» приятно и легко.
Традиционная соборная роспись — наше культурное наследие и богатство. Чтобы полноценно проникнуться красотой этого искусства — необходимо прожить данную историю, и увидеть ее своими глазами.
Мы уверены, что элемент интерьера с таким орнаментом станет чем-то большим, чем просто украшением вашего дома.
Познакомиться с узорами соборной росписи, окунуться в историю, и насладиться эстетикой этого уникального культурного наследия можно не только в храме Василия Блаженного и в Государственном Историческом музее. Яркие примеры роскошного оформления традиционным орнаментом и композициями Царской Руси можно увидеть в Палатах Волковых — Юсуповых, что в Басманном районе Москвы, а также в Коломенском Кремле.
Стены и своды собора Василия Блаженного украшает пышно-цветущая виноградная лоза, которая являет собой символ христианской веры и образ Райского сада. Цветовая палитра разнообразная, но приглушенная, отчего каждый цветок хочется рассматривать внимательнее. В таких стенах забываешь о времени, которое будто бы останавливается, предоставляя возможность познакомиться с каждой деталью этой живописной истории.
«Главным элементом выступает древо жизни. Это может быть цветок, бутон, куст, или символичное дерево, где много цветущей растительности, также могут изображаться птицы. Да, это некая связь всего человечества, нашего рода, предков, нашей жизни и светлого будущего. Через корни, ствол, листву мы уходим в символизм, который всегда присутствует в данной росписи».
Анна Жуковская, художник-орнаменталист, исследователь русской культуры
«Самое важное в таких предметах — это сопричастность к нашим традициям, к нашей культуре. Если мы говорим про столовый текстиль — то речь идет про семейственность и уют, когда все собираются вместе за одним столом. Красивые скатерти с уникальным принтом — это индивидуальная история, а не масс-маркет. Это может быть определенным символом каждой семьи. И насколько важно продолжать нести эту культуру! Я вижу русский орнамент в современном интерьере, мне кажется это очень достойно и конкурентоспособно, в том числе с другими странами, то к чему мы должны сегодня стремиться. За людьми, которые влюблены в свое дело, и хотят эту любовь передать через современные инструменты — будущее. И чем больше будет таких локальных брендов, тем быстрее мы полюбим свою культуру, будем ей интересоваться, и отдавать ей должное место в своей обыденной жизни».
Анна Жуковская, художник-орнаменталист, исследователь русской культуры
«В использовании соборного орнамента никаких канонических нарушений нет. Растительный и геометрический узоры, в отличии от священного изображения, являются универсальными элементами, множество которых пришло к нам из античного искусства».  
Евгений Добромильский, художник-монументалист
«Исторически и генетически разные цвета вызывают определенные эмоции. Красный — это классический вариант доминирующего цвета в росписи, поскольку является наиболее активным для человеческого восприятия. Если говорить о зеленом, то человек чувствует все его оттенки гораздо ярче, нежели другие цвета. Он символизирует природу и жизнь в целом».
Евгений Добромильский, художник-монументалист
«Изобразительное искусство — это один из языков, на которых мы говорим, и где также необходимо соблюдать паузы. Это сложный мыслительный процесс. Там, где соблюдена теория построения композиции, размеры, есть главный предмет и второстепенный, доминантные цвета — тогда все получается довольно красиво».
Евгений Добромильский, художник-монументалист
«Первое посещение собора Василия Блаженного произвело на меня монументальное и невероятное впечатление. Я очень долго блуждала по нему рассматривая каждый элемент. Рисунок там не повторяется, несмотря на то, что он складывается из привычного паттерна и идет с определенным шагом. Тем не менее в этом множестве каждый цветок индивидуален. Он и разный, и неяркий… было приятно находиться в этом изобилии. Но конечно, нужно понимать, что этой росписью занимались профессиональные художники, и перед оформлением собора все было концептуально разработано. То, что происходило в крестьянском быту — это одна история, а на строительство и роспись храмов, конечно же, привлекались лучшие „силы страны“, и, как правило, люди были с соответствующим образованием».
Анна Жуковская, художник-орнаменталист, исследователь русской культуры
Коллекция Растительные орнаменты
Made on
Tilda